X Международный конкурс музыкантов - солистов, исполнителей на духовых и ударных инструментах программы "Серебряные звуки". Впечатления. Часть третья. Неприятная. Вначале обозначу факт - я люблю этот конкурс, езжу на него с 2011 года, и испытываю глубочайшее уважение и благодарность к организаторам. Где-то видела цифры в интернете, о том, что в этом году в конкурсе участвовали 350 музыкантов из 28 регионов. Это колоссально! И, безусловно, обслуживать такой масштабный конкурс очень трудно. И, конечно же, есть всякие вещи, которые можно было бы улучшить. Например, учитывая такое огромное количество участников, лучше продумывать количество репетиционных классов; нанимать большее количество уборщиц на конкурсные дни; развешивать листочки с результатами на отдельных стендах - дерево и медь, чтобы участникам было удобнее смотреть. Но, вообще, я хотела рассказать не об этом. Я хочу поделиться мелким случаем из жизни, напрямую никак не связанным с конкретным конкурсом. С некоей проблемой этического толка, с которой я столкнулась впервые, и хотела бы выложить её на всеобщее обозрение, для создания, так сказать, прецедента. После первого тура, который, как всем духовикам известно, играется без фортепиано, мой концертмейстер мне сказала, что нашу Машу снимала какая-то незнакомая женщина. Я немного удивилась, но не придала этому значения. Я целиком слушала оба тура, не выходя из зала для подготовки своих участников. Во втором туре я села в середине зала. Моя девочка играла 8-я по счёту. Впереди меня сидела женщина, я видела, что она держит телефон в руках, снимает. Я не обращала на это внимания, мы же все снимаем своих детей, учеников и учеников наших коллег, когда они об этом просят. Я, например, знаю, что у меня от волнения дрожат руки, и, если мне нужна качественная запись, а штатива нет, я всегда прошу родителя записать выступление (вот, написала, и только сейчас пришло в голову, что родитель-то волнуется ещё сильнее меня, и руки у него тоже могут дрожать))). Итак, мои вышли, настроились, начали играть, и тут я вижу, что эта женщина, сидящая впереди меня, снимает видео на телефон. Причём, держит его вертикально (обычно мы снимаем горизонтально, ибо только такие записи можно отправлять на конкурсы, фестивали и проч.), и как бы украдкой, что ли - держит его перед щелью между двумя впереди стоящими креслами. Все предыдущие номера эта дама снимала в той же позиции, но только на своём ребёнке я это поняла для себя. Я тихонько дотронулась до её плеча и прошептала на ухо: - А почему вы снимаете моего ребёнка? Она вздрогнула, и шёпотом мне ответила: - Мне педагог сказал снять! - Я!! педагог этого ребёнка, и я не просила этого делать! Позже я, конечно, поняла, что она имела ввиду не меня, а педагога своего ребёнка.... Женщина выключила телефон. Следующего конкурсанта она снимала. Потом был опять мой ребёнок, и - как мне показалось - она снимала мою девочку, направляя объектив себе на колени, то есть, как бы не видео, а аудио. Мне не было видно, включена ли кнопка "плэй", поэтому я промолчала. Я прошу прощения за все эти длинноты; но я считаю, что эту проблему обязательно нужно поднимать, и обсуждать, повсеместно! Итак: конечно же, мы все, музыканты, педагоги, и наши ученики, должны отсматривать много различных видео разных исполнителей; это нужно для того, чтобы расширять свой кругозор, чтобы знакомиться с разными трактовками и т. д., и т. п. Но! Я считаю, что нужно смотреть все эти видео в открытых источниках - ю туб, яндекс видео, то есть, те ролики, которые исполнители или их преподаватели выложили САМИ именно для того, чтобы другие люди могли их смотреть. Тут можно возразить - мол, публика ходит на концерты и снимает фрагменты, и выкладывает их на всеобщее обозрение, и это делать не запрещено. Отвечу: публика снимает артистов, для которых концертное выступление - это их работа, со всеми вытекающими последствиями. Кстати сказать, в том же Мариинском театре везде обозначено, что съёмка строго запрещена; хочешь посмотреть фрагмент - смотри на сайте театра или на официальной странице театра в ю туб. А в нашем случае - снимают несовершеннолетнего ребёнка, родители которого не давали на это разрешения. Я сама (с разрешения родителей) выкладываю в открытые источники записи с концертов, конкурсов и даже с обычных уроков, если считаю это нужным. Все же понимают, что выступления и записи бывают более удачными, бывают менее удачными. И преподаватель обычно взвешивает плюсы и минусы, стоит делиться с общественностью конкретной записью, или нет. А тут что получается? Некая родительница, по заданию педагога (как она сказала), снимает всех конкурсантов. Для чего? Вероятно, для того, чтобы педагог мог потом ознакомиться со всеми деталями выступления (здесь отлично, а здесь блошка, а здесь фальшиво, а здесь здорово придумано, возьмём на заметку). Я категорически считаю это неэтичным!.. Это чужое несовершеннолетнее дитё, и снимать его могут только близкие люди и организаторы данного мероприятия. Чтобы ознакомиться со всеми деталями, нужно сидеть на всех выступлениях, и своими ушами отслушать всех участников, и все нужные выводы сделать со слуха. И всё, что хочется, можно послушать из открытых источников. Хоть миллион раз, из миллиона источников! Я невольно вспоминаю свою молодость, и как я ходила на концерты и конкурсы к своему родному ребёнку. Было бы мне приятно, если бы я знала, что чужие незнакомые дяди и тёти, тайком записав выступление, разбирают потом его по косточкам, обсуждая удачные и неудачные ноты, а заодно крой платья и форму причёски? Думаю, что нет!